PTQ_Avg

PTQ_Avg logo

PTQ_Avg calculates "simple averages" which are the points with shortest root-mean-squared distances (or RMSD) to all the lines plotted on 2D diagrams:

Simple average
PTQ_Avg is primarily intended for use with another program for geothermobarometric investigations PTQuick. However, it can also be used for any 2D diagrams with polylines and simplest single-segment Bezier curves presented in TVL format (which is the format of the TriQuick program). PTQ_Avg processes the whole set of TVL-files stored in some folder at once.
 "Simple average" resembles averages calculated by the INTERSX (or winTERSX) program from the TWQ package of R.G. Berman, T.H. Brown, E.H. Perkins and J. Ellwood, however these values have some important differences:

  1. "Simple average" is based on pure geometric considerations without any thermodynamics while INTERSX (from the TWQ package) calculates averaged values with weighting of intersections relative to modified equilibrium constants, entropy and volume effects of reactions (and angles between reaction lines). NB! Ignoring the thermodynamic parameters makes "simple averages" less correct, especially if the lines of reactions are poorly converged. Therefore it is worth to apply "simple averages" only if thermodynamic parameters of reactions unavailable, if you want to compare numerically the quality of results obtained by different methods, or just as express-method for checking the scatter of reaction lines.

  2. Evaluation of "simple average" includes calculation of distances on XY plane, therefore it uses scaling of axes and produces a single RMSD value (which should be regarded dimensionless). INTERSX calculates two separate values of mean square weighted deviations for the both axes. Though, TWQ also performs scaling of axes, e.g. to estimate angles between lines (for filtering of intersections and for their weighting). Probably, scaling in INTERSX depends on particular ranges of the axes (you can find this by differences of results), while PTQ_Avg applies fixed (user-specified) scaling allowing comparison of RMSD values for diagrams plotted with different ranges of axes. For example, you can select multiplier "50" for the "P,kbar" axis to make values uniform on typical PT diagrams used for crustal metamorphic conditions (e.g. 400-900°C and 1-11 kbars). This multiplier can also be justified more rigorously:

    • dividing of T and P values by typical uncertainties of their determination (say, 20° and 0.4 kbar for crustal rocks) will produce the same dimensionless axes;

    • ratios of V0f(J/bar) and S0f(J/K) parameters (used in the expression ΔG=ΔH-T×ΔS+(P-1)×ΔV) for the most of minerals have the same order of values 0.004-0.006 (or ≈50 after conversion to kilobars).

  3. Minimization of distances to reaction curves used for "simple averages" makes solutions more stable than averaging based on visible intersections. The program performs linear extrapolation of reaction curves outside XY window if necessary. RMSD values are easy to calculate, this function is strongly convex (in the most cases) and can be effectively minimized by commonly used algorithms:

    RMSD surfaces

PTQ_Avg works under operating system of the ©MS Windows family and distributed in the form of ZIP archive. It doesn't have any specially designed installer and is ready for use just after extraction of the archive contents (files PTQ_Avg.exe, PTQ_Avg*.chm and PTQ_Avg.ini) to any desired non-protected directory (e.g. to the folder with PTQuick). PTQ_Avg never writes any data to the system folders and registry, therefore you can simply delete its folder for deinstallation, move it to another place or run the program from removable media.

PTQ_Avg requires another program TriQuick to be running simultaneously. TriQuick acts as a server and editor of diagram graphics.

 Identical calculation of "simple averages" is implemented also in TWQ_View and TC_Comb.

PTQ_Avg

PTQ_Avg логотип

PTQ_Avg вычисляет "простые средние" ("simple averages") – точки кратчайших среднеквадратичных расстояний (или RMSD) до всех линий, построенных на 2D диаграммах:

Простое среднее
PTQ_Avg изначально предназначена для работы с другой программой для геотермобарометрических исследований PTQuick. Однако, её можно использовать для любых 2D диаграмм с ломаными линиями и простыми односегментными кривыми Безье, представленными в формате TVL (который является форматом программы TriQuick). PTQ_Avg обрабатывает сразу весь набор TVL-файлов, находящихся в некотором каталоге.
 "Простые средние" близки к средним значениям, вычисляемым программой INTERSX (или winTERSX) из комплекса TWQ Р. Бермана, Т. Брауна, Э. Перкинса и Дж. Эллвуда. Однако, у них есть некоторые важные отличия:

  1. "Простые средние" основаны на полностью геометрических построениях без привлечения термодинамики, тогда как INTERSX (из комплекса TWQ) вычисляет средние значения по точкам пересечения линий, взвешенным в соответствии с модифицированными константами равновесия реакций, их энтропийным и объёмным эффектами (а также углами между линиями). NB! Игнорирование термодинамических параметров делает "простые средние" менее корректными, особенно если линии реакций образуют плохо сходящийся "пучок". Поэтому "простые средние" стоит использовать лишь при недоступности данных по термодинамическим параметрам реакций, либо как экспресс-метод первичной приблизительной оценки PT параметров (например, при поиске комбинаций анализов, демонстрирующих хорошую сходимость линий реакций), либо для численного сравнения качества результатов, полученных различными методами.

  2. Расчёт "простого среднего" включает вычисление расстояний на плоскости XY, поэтому он использует масштабирование осей и даёт в итоге единственную величину RMSD (которую следует считать безразмерной). Хотя программа INTERSX вычисляет две различных величины среднеквадратических отклонений по двум осям, в ней также производится масштабирование осей: например, при вычислении углов пересечения линий реакций (для отбраковки пересечений и расчёта их весов). Скорее всего, масштабирование осей в INTERSX зависит от заданных пользователем диапазонов осей (что можно обнаружить по небольшим различиям результатов), тогда как PTQ_Avg применяет фиксированный (специально задаваемый пользователями) масштабирующий коэффициент, позволяющий непосредственно сравнивать величины RMSD для диаграмм с различными диапазонами осей. Скажем, Вы можете выбрать постоянный множитель "50" для оси "P, кбар", чтобы получить сходный порядок величин по обеим осям на типичных PT диаграммах, используемых для коровых условий метаморфизма (например, 400-900°C и 1-11 кбар). Этот множитель можно обосновать и более строго:

    • деление величин T и P на средние (типичные) величины погрешностей их определения (скажем, 20° и 0.4 кбар для коровых пород) даёт безразмерные оси с таким же отношением величин;

    • отношения стандартных объёмов V0f(Дж/бар) и энтропий S0f(Дж/K) (участвующих в выражении ΔG=ΔH-T×ΔS+(P-1)×ΔV) для большинства минералов обладают тем же порядком величин 0.004-0.006 (или ≈50 после перевода в килобары).

  3. Минимизация функции расстояний до линий реакций, используемая для "простых средних", даёт более стабильные результаты, нежели усреднение отображаемых точек пересечений. В частности, программа производит линейную экстраполяцию линий реакций за пределы XY окна, если это необходимо. Величины RMSD просты в вычислении, их функция является строго выпуклой (в подавляющем большинстве случаев) с минимумом, быстро находящимся любыми классическими алгоритмами:

    Поверхности RMSD

PTQ_Avg работает под управлением ОС семейства ©MS Windows и распространяется в виде ZIP архива. У неё нет специального установщика, программа готова к запуску сразу после извлечения содержимого архива (файлов PTQ_Avg.exe, PTQ_Avg*.chm и PTQ_Avg.ini) в любой незащищённый каталог (например, в каталог с программой PTQuick). PTQ_Avg ничего не записывает в системные папки и реестр Windows, поэтому для её удаления достаточно просто стереть её файлы. Программу можно свободно переносить в другие каталоги, а также запускать со сменных носителей.

 Для полноценной работы с PTQ_Avg требуется одновременно запущенная программа TriQuick, выступающая в роли сервера, менеджера и редактора диаграммной графики.

 Идентичное вычисление "простых средних" реализовано также в программах TWQ_View и TC_Comb.